Лабиринты битов - Laconic Lab

Перейти к содержимому

Главное меню

Лабиринты битов

ЦАПы с интерфейсом USB

ЛАБИРИНТЫ БИТОВ
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ, dmitrylo@salonav.com

Цифровой звук подобен лабиринту - в него легко войти, но трудно
выйти. Не в том смысле, что, однажды послушав компакт-диск, вы
никогда уже не захотите возвращаться к винилу, а всего лишь в том, что
восстановление исходного аналогового сигнала из цифрового потока
является исключительно сложной практической задачей. Доверять ее
копеечной микросхеме размером с ноготок - по меньшей мере
легкомысленно, тем более если она установлена внутри компьютера.

Мои попытки воспроизводить музыку на ПК начались лет 15 назад, причём все
необходимые для этого комплектующие - звуковую карту и дисковод CD-ROM -
пришлось приобретать отдельно и довольно дорого - порядка $250 за обе
железки. Должен признать, что ничего хорошего из этого не вышло, и как только
появилась возможность, обзавелся нормальным CD-проигрывателем. Однако и
после этого продолжал с маниакальным упорством повторять свои попытки
превратить "счётную машинку" в музыкальный источник. Почему? Да потому, что
слушать музыку на компьютере очень удобно, да и сам процесс превращения
одного в другое мне интересен.
Судя по редакционной почте, этим же путём последовали многие наши читатели.
И в итоге пришли к тому же, что и ваш покорный слуга - к осознанию
необходимости достойного внешнего ЦАПа. О том, как выводить на него
цифровой поток, я уже подробно писал - см. публикацию "Дао звука" в рубрике
"Цифровая кухня" в №8/2010. Тем не менее описанный там вариант отнюдь не
идеален - хотя бы потому, что далеко не в каждую машину можно установить
плату с оптическим выходом, например, в ноутбук. А вот разъём USB есть
абсолютно везде.
В прошлом году (см. №9/2009: http://www.salonav.com/arch/2009/09/048.sritml) мы
уже знакомились с внешними USB-ЦАПами и пришли к выводу: в большинстве
случаев именно интерфейс USB является "узким местом", не позволяющим
реализовать качественный потенциал самого конвертора. Изменилось ли что-то
через год? Может, на складах закончились старые микросхемы и производители
стали в массовом порядке ставить интерфейс версии 2.0? Или на нашем рынке
появились модели с новейшим USB 3.0? Сейчас все узнаем.

И ДА, И НЕТ
Таков ответ на последний вопрос. Еще в сентябрьском номере мы сообщили о
выходе в свет ЦАПов Blacknote DAC15 и DAC30, оснащённых USB 3.0, к моменту
сбора техники для нынешнего обзора они уже добрались до России, но - не
смогли преодолеть таможню. Ну, бывает, особенно осенью. Главное, что лёд
тронулся, и появление аппаратуры с новым интерфейсом - дело времени. Благо в
компьютерной технике он уже вошёл в обиход: есть и накопители, и материнские
платы, и ноутбуки. И карты расширения, которые позволяют добавить новый
интерфейс в старые машины.
Стоит ли воздержаться от приобретения ЦАПов с USB 2. 0 и подождать грядущих
новинок? Вряд ли. Во-первых, внедрение нового стандарта в звуковую технику
наверняка не будет очень быстрым. Во-вторых, сам по себе он не обеспечивает
именно того звука, о котором все мечтают (хотя на самом деле мечты у всех
разные, но суть одна), и если USB 1.1 ограничивал входной поток рамками 16
бит/44,1 кГц, то USB 2.0 уже позволяет передавать 24 бита/96 кГц и никоим
образом сам по себе не ограничивает качества звучания (хотя конкретная
реализация может всё испортить). К тому же наибольшее влияние на звук
оказывает не интерфейс передачи данных, а сам ЦАП. На мой взгляд, лучше
взять достойный конвертор со старым USB, чем посредственный - с новым. Тем
более что про старую модель известно всё или хотя бы многое, возможно, она
уже была даже у нас в тесте, а про новую - ничего. Быть ёжиком в тумане,
конечно, очень романтично, но рискованно.
Произошли ли существенные изменения на рынке? Безусловно. Как минимум
расширился ассортимент: к моделям, которые мы тестировали в прошлый раз,
добавились новые. Народ хочет слушать музыку по USB, и производители живо
откликаются на эту потребность. Что особенно приятно - в широком ценовом
диапазоне.

ВТОРОЙ РАЗ - В ДРУГУЮ ВОДУ
Этот обзор задумывался как продолжение прошлогоднего, однако несколько
изменить методику тестирования все же пришлось. Чтобы свести к минимуму
роль транспорта, использовался не десктоп, как в тот раз, а ноутбук, питавшийся
от батарей. Контент передавался не по сети, а от флэш-накопителя,
подключенного к USB 2.0 ноута. Жёсткий диск не использовался и потому
"засыпал". Следует заметить, что у большинства (но не всех) участников
эксперимента при подключении ноутбука к адаптеру 220 В заметно портился звук.
А вот референсный ЦАП был прежним (Markan LegenDAC SE), и получал он
цифровой поток от десктопа - того самого, что описывался в "Цифровой кухне" в
№8/2010. Должен сразу оговориться, что Markan играл роль не эталона, а лишь
своеобразной "линейки", по которой калибровался мой слух. Или, если хотите,
"реперной точки", позволявшей сохранять на протяжении всего исследования
постоянную систему звуковых "координат". А то ведь знаете, день ото дня наше
восприятие музыки может сильно меняться. Если на завтрак была овсяная каша,
мы слышим совсем не так, как после хорошей яичницы с колбасой.
Частично изменился и материал. К неизменному сэмплеру "Burnmeister II" и
сборнику Пола Бартона из PSB Audio добавились два варианта диска Элтона
Джона "Madman across the water": первый от MFSL, записанный согласно
классическим канонам с уровнем -6 дБ, и японский ремастер 2008 года (SHM-CD),
смикшированный почти под 0 дБ, правда, никогда не входивший в клиппинг. А
также подборка современного гитарного блюза (Joe Bonamassa, Eric Bibb и т.д.) с
плотным спектром и также с уровнем около 0 дБ. А ещё добавили в программу
несколько композиций с альбома Claire Martin "Too Darn Hot!", правда, только в 24
бита/96 кГц. Впрочем, эти записи входили в программу и в прошлый раз. Чтобы
снизить загрузку системы и влияние процессора, все треки были предварительно
декодированы из lossless в несжатый РСМ без изменения частоты сэмплирования
и разрядности.

НАШ ПАРОВОЗ
Laconic Lunch Box T-DAC
Если помните, в прошлом обзоре у нас был один аппарат с ламповым
"выхлопом", в этом тоже есть, только в более демократичной ценовой категории,
что не может не радовать. Правда, там было итальянское изделие, а здесь -
отечественное. Для тех, кому брэнд Laconic еще неизвестен: компания начала
свою деятельность с производства ламповых усилителей, которые сначала
поставлялись в США, а потом стали доступны и у нас. Lunch Box T-DAC -
недавнее прибавление в ассортименте.
Построен аппарат на популярном чипе Burr-Brown РСМ2702, сочетающем и ЦАП,
и USB-интерфейс - таком же, как у Lehmannaudio Black Cube Linear USB. Но всё
остальное - другое: там - дорогая германская полупроводниковая электроника,
здесь - вполне демократичные российские лампы (2 х 6Н23П), на которых
выполнены аналоговый фильтр и выходной усилитель.
Какая-либо коммутация отсутствует: на входе - USB, на выходе - пара RCA. На
передней панели - три светодиода: один показывает питание, второй обозначен
как PLAYBACK и горит постоянно, его функция осталось для меня неясной, третий
- SUSPEND, он загорается при появлении входного сигнала. Как говорится, проще
простого.
Звук напористый, экспрессивный, заметна лёгкая металлическая подкраска на
нижней середине, а также некоторый избыток яркости. Очевидно, сказывается
высокий уровень "благозвучной" второй гармоники. Шипящие в вокале слегка
акцентируются, правда в меру. Басы округлые и плотные, но в них ощущается
"резина". Записи под 0 дБ аппарат не любит, референсный ЦАП - тоже, но грязи
у него всё же меньше. На сложных по тембральному составу композициях
проявляется склонность к упрощению, у солирующих инструментов и на вокале
иногда проскакивают визгливые нотки.
Звуковая сцена, однако, отчётливая и даже более глубокая, чем у референса,
хотя уже по ширине. Но что особенно ценно - никакой вуали, впечатляет
экспрессия. Этот ЦАП - находка для "вялой" акустики. Если есть необходимость
его "смягчить", можно заняться подбором ламп. Они недороги, в дефиците вроде
не числятся, а потому возможности для тюнинга есть.

Laconic Lunch Box T-DAC 7490 руб. "Удачная покупка"
Версия интерфейса USB 1.1
Выходы аналог стерео
Регулировка уровня нет
ЦАП Burr-Brown РСМ2702 (16 бит/48 кГц)
Диапазон частот, Гц н.д.
Сигнал/шум, дБ <105
Габариты, мм н.д.
Масса, кг н.д.

ПОРАДОВАЛО
Экспрессивность в сочетании со скромной ценой. Возможность изменения
характера звучания подбором ламп.
ОГОРЧИЛО
Интерфейс USB версии 1.1, нет ни оптического, ни коаксиального входов.

ИСКУССТВО СМЕШИВАНИЯ
Meier-Audio Corda Stagedac

У каждого участника нашего обзора есть своя изюминка. Например, у Laconic
Lunch Box T-DAC - ламповый выход. А вот у аппарата небольшой германской
фирмы Meier-Audio Corda - функция управления взаимопроникновением
(crossfeed) стереоканалов. Необходимость в подобных манипуляциях была
осознана еще в 60 - 70-х годах прошлого века, когда головные телефоны стали
использоваться не только радистами, но и меломанами. Помнится, даже сам паял
простенькую схемку, которая создавала иллюзию, что музыка играет не ВНУТРИ
головы, а перед тобой - будто из колонок. В те времена польза от подобных
обработок была невелика - хотя бы потому, что винил и магнитная звукозапись не
отличались хорошим разделением каналов, а потому взаимопроникновение
сигнала происходило естественным путем.
Схема, реализованная в Sagedac, действует значительно "хитрее" и рассчитана
отнюдь не только на наушники - она позволяет в какой-то степени исправить
формирование звуковой сцены у колонок, которые оказались в помещении с
неблагоприятной акустикой или были расставлены не лучшим образом
вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Естественно, все обработки
осуществляются в цифровом тракте, то есть до ЦАПа, что, собственно, и
позволило собрать аппарат в компактном корпусе, а в старые добрые аналоговые
времена он бы получился размером со средний чемодан, если не больше.
Блок управления взаимопроникновением имеет три переключателя потри
положения каждый: правый выбирает режим - просто стерео, обработка для
громкоговорителей (отрывает источники от АС и расширяет сцену) и для
наушников (делает панораму непрерывной и более естественной, "выдвигает" её
из головы), второй меняет интенсивность вмешательства в сигнал и третий -
время задержки. Итого - 27 вариантов, будет чем скоротать долгие зимние
вечера. Правее - ещё один переключатель, он даёт два варианта подъёма
характеристики на участке диапазона ниже 2 кГц - это позволяет сделать звук
более "телесным" в головных телефонах, так что на самом деле вариантов ещё
больше.
Отдельная группа переключателей, два на три положения каждый, меняет режим
работы самого ЦАПа. Один позволяет выбрать кратность оверсэмплинга - х2, х4
или х8, второй модифицирует импульсную характеристику и, соответственно, ход
характеристики на высоких частотах.
Ещё одна полезная вещь - регулятор уровня, который действует на отдельную
пару аналоговых выходов. Согласно руководству пользователя, под съёмным
кожухом имеется DIP-переключатель, который позволяет уменьшить
коэффициент усиления или даже отключить регулятор громкости, что способно
благотворно повлиять на качество звука при подключении - внимание! - к
нерегулируемым выходам.
Напоследок, прежде чем перейти к прослушиванию, отмечу переключатель
входов - он находится справа от логотипа производителя. В верхнем положении
активен USB и первый коаксиальный разъём, во втором - другой коаксиал, а в
третьем - Toslink.
Интерфейс USB рекомендуется, согласно наставлению, использовать при
отсутствии коаксиального или оптического выходов в компьютере. Построен он на
микросхеме Burr-Brown РСМ2704 - в отличие от РСМ2702, которая установлена в
ЦАПе Laconic, этот чип играет лишь роль преобразователя из USB в S/PDIF, а
поскольку версия интерфейса 1.1, он способен принимать потоки до 16 бит/48 кГц,
тогда как по оптике или коаксиалу-до 24 бита/192 кГц. Сам цифро-аналоговый
преобразователь построен на двух чипах Wolfson WM8741 во включении
"двойное моно". Выходные каскады - на операционниках LM6171, работающих в
классе А с генераторами постоянного тока на LM334.
Разница в звуке при подключении по USB и оптике не катастрофическая, но
отчётливо заметная, и, как легко догадаться, не в пользу компьютерного
интерфейса. В режиме, который обозначен в мануале как "классический",
Stagedac очень близок по звучанию к референсу, только полностью избавлен от
какой-либо вуали, в остальных верха либо слегка подчёркиваются, либо
ослабляются, и звук становится, как написано в руководстве, более
"аналоговым".
Впрочем, во всех положениях аппарат играет достаточно комфортно и без
слышимой "грязи". Хотя на акустических композициях, например у Eric Bibb, он
явно уступает ЦАПу Markan в естественности и реализме.
Файлы 24 бита/96 кГц исполняются как-то сухо и прохладно, в них мало жизни,
аппарат проявляет пристальное внимание к деталям и подробностям, но теряет в
эмоциональности. Записи в стандартной разрядности звучат явно теплее и
человечнее.

Meier-Audio Corda Stagedac 28780 руб.
Версия интерфейса USB 1.1
Входы 2 х Coaxial, 1 х Toslink
Выходы аналог стерео (RCA)
Регулировка уровня да
ЦАП 24 бита/192 кГц
Диапазон частот, Гц н.д.
THD н.д.
Габариты, мм 280 х 175 х 67
Масса, кг 1,9

ПОРАДОВАЛО
Развитые возможности коррекции взаимопроникновения между каналами,
переключение режимов ЦАПа и фильтра. И соответственно - влияния на характер
звучания
ОГОРЧИЛО
Интерфейс USB версии 1.1.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню